Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Май » 31 » Семик иван купало. Иван Купала, Иванов день, Иван цветной. 7 июля.
07:35

Семик иван купало. Иван Купала, Иванов день, Иван цветной. 7 июля.





семик иван купало
Аграфена Купальница), рощи, берега рек, леса и луга оглашаются весёлыми хороводными песнями, и парни и девушки вместе ищут чудодейственных трав, вдали от строгих глаз матерей и отцов.


Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться, и такого рода купанию приписывается целебная сила.


Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признают такое купание очень опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

Ранним утром вологодские бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.
Точно так же черпают росу и в Пензенской губ., хотя Здесь она служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Накануне Ивана Купалы вологодские крестьянки обязательно моют у колодца или на реке «квашенки» — кадушки, в которых приготавливают тесто для ржаного хлеба.
Один из довольно распространенных купальских обрядов обливание водой всякого встречного и поперечного. «Деревенские парни.— писал орловский корреспондент в середине позапрошлого(19) века, — одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток». Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Начинается таким образом общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончается дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причем, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах.


Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальницу, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники.

В Пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрешь.
На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своем будущем — перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник — туда и замуж выходить.


До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе будут умирать дети у той, которая не остерегается искуса.
В Пошехонском уезде Ярославской губ. существовала вера в то, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание может исполниться.


Главная особенность купальской ночи — очищающие костры.

Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот будет счастливее.
Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков.
«Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, — писал один из этнографов XIX века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».


В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и самые
болезни.
Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или пели, выкрикивали все хором):


Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Диги-дон, диги-дон

Убегай скорее вон!



При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий пытается догнать. «Если кого поймает, то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары, становится впереди гореть (водить); если же горевший никого не поймал, то снова становится гореть».


При этой игре пелись разные припевки, в каждой местности свои. Вот некоторые из них:


Гори, гори жарко.

Едет Захарка,

Сам на кобыле,

Жена на коровке,

Дети на тележках,

Слуга на собаках,

Погляди-ка вверх —

Там несется пест!

***

Стой, гори на месте,

Гори, не сгорай,

По бокам глазами

Поменьше стреляй,

А гляди на небо,

Там журавли,

А мы ноги унесли!

***

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

(все три примера записаны во Владимирской губернии)

Если горевший не разъединит бежавшую пару, его дразнят, —

Ярка, не ярка,

Баран, не баран,

Серая овечка не женится,

Дай сенца — объягнится.

По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи...
Иванов день — день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказов нежити (домовых, водяных, леших, русалок).
Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр.
В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.




Кроме эпитетов "любовный, "весёлый", "чистоплотный" Иван Купала повсеместно именуется ещё и "травником".Это название указывает на
общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения.


Иван Купала—хорошие травы.

Иванов день пришел — траву собирать пошел.


Часть трав и цветов собирают днем, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда рвут травы, говорят: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» Когда рвут траву, от порчи употребляемую, то произносят: «Отец-небо, земля-мать, благослови свою плоду рвать! Твоя плода ко всему пригодна: от скорбей, от болезней и от всех недугов — денных и полуденных, ночных и полуночных, от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы! Поди же ты, колдун и колдуница, еретик и еретица, на сине море! На синем море лежит бел-горюч камень. Кто ж этот камень споднимет, кто океан-море выпьет и кто в океане-море весь песок пересчитает, тот может сделать колдовство и художество над всяким рабом и над всякою рабою, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову pocу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".
В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородпцкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; «терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят ее v себя за пазухой и приговаривают: «Тер-лич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Ее же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!» Травка «зяблица» помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле — порезы, нарывы, опухоли; «пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.


Всего не перечислишь...
Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник,

с которым повсеместно связывались предания о кладах С цветком папоротника, раскрывающемся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится—и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним — стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка».


В слободе Сагунах Острогожского уезда Воронежской губ. рассказывали такую историю:
«Пастух пас быков недалеко от лесу и заснул. Проснувшись уже ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на папо-роть, которая только что расцвела. Пастух, не замечая травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым, сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке, и не разуваясь целую неделю, пастух в это короткое время скопил много денег и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытрясать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папороти. С этого времени потерял свое счастье: потерял деньги и не стал узнавать будущего».


ГАДАНИЯ

В ночь на Ивана Купалу девушки отправляются отыскивать цветы. Нужно набрать 12 трав, из которых самими главными считаются иван-да-марья и головная трава. Когда эти цветы найдены, беруться уже затем и остальные 10, какие встретятся.

Собравши цветы, девушки идут молча по домам и , ложась спать, не помолившись, кладут пучок цветов под изголовье, приговаривая: " Иван-да-марья, головная трава и все 12 трав, скажите, кто мне будет жених!"

Собирали 12 цветков, ложили под голову и загадывали: " Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять"


В основном все гадания были связаны с цветками, травами. И косы из травы заплетали в ночь - потом смотрели расплелась ли, и венки плели и после бани, через баню же кидали, а всё ж почти все гадания были на любовь.

В ночь под Иванов день выстирать тряпичку и повесить мокрую на дворе. Если она за ночь высохнет, то лето будет тёплое и хлеб родится хорошо, и наоборот.


Ну и на последок.

Гизель такъ говоритъ в своём Синопсисе, печ. въ Кiеве въ 1679 г. о Купале:

Купало объясняется купелью. Гизель такъ описываетъ это игрище:

« Пятый идол Купало, его же бога плодовъ земныхъ быти мнаху и ему прелестью бесовскаго омраченiя, благодаренiя и жертвы въ начале жновъ приношаху. Тогожде Купала бога, или истинные беса, и доселе по некiимъ странамъ россiйскимъ ещё память держится; наипаче же въ навечерiя рождества св. Иоанна Крестителя собравшiйся в вечеру юноши, мужеска, девическа, и женска полу, соплетаютъ себе венцы отъ зелiя некоего и возлагаютъ на главу и опоясуются ими.Ещё же на том бесовскомъ игралищи кладутъ и огонь, и окрестъ его емшеся за руце, нечестиво ходятъ и скачутъ и песни поют, скверного Купала часто повторяющее и чрезъ огонь прескачуще, самихъ себе тому же бесу Купале въ жертву приносятъ»

КУПАЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Пойдём, девки,

Пойдём, девки,

Кругом жита,

Кругом жита.

В нашем жите,

В нашем жите,

Ведьма сидит,

Ведьма сидит.

"Иди ведьма,

Иди ведьма,

С нашего жита,

С нашего жита.

Наше жито,

Наше жито,

Свячёное,

Свячёное!

Иди ведьма,

Иди ведьма,

У Сеньково,

У Сеньково,-

Тама жито,

Тама жито,

Не свячёно,

Не свячёно".

(Смоленщина)

Девки, бабы-

На Купальню!

Ладу-ладу,

На Купальню!

Ой, кто не выйдет

На Купальню,

Ладу-ладу,

На Купальню!

Ой, тот будет

Пень колода!

Ладу-ладу,

Пень-колода!

А кто пойдёт

На Купальню,

Ладу-ладу,

На Купальню!

А тот будет

Бел берёза!

Ладу-ладу,

Бел берёза!.

(Псковская губ.)

Зарождалися три ведьмы

На Петра да на Ивана:

Первая ведьма

Закон разлучает.

Другая ведьма

Коров закликает,

Третья ведьма

Залом ломает

Первой ведьме,

Что закон разлучает,

Её по уши в землю,

Ей прощенья нет

Другой ведьме,

Что коров закликает,

Ту по плечи в землю,

Ей прощенья нет!

Третью ведьму,

Что залом ломает,

Ту по пояс в землю,

Ей прощенья нет!

Вы катитесь ведьмы,

За мхи, за болоты,

За гнилые колоды,

Где люди не бают,

Собаки не лают,

Куры не поют,-

Вам там и место!

(Псковская губ.)

"Да Купаленка!

Рано, рано( повторяется после каждой строчки)

Где досюль была?"

- За рекой была,

За быстрой была.

"Что ты робила?"

- Кужали пряла!

Кужали пряла,

Ткала, белила,

Замуж дочек

Выдавала

Рано,рано!

(Смоленщина)

Девицы цветы щипали

Да у Ивана пытали:

«Что это за цветы?» —

«Это цветы Купалы,

Девицам — умывалы.

А пареням —воздыханья!»

Сохнут, сохнут паренп.

За грядами сидючи.

На девицей смотрючи.

Что девицы хороши,

А парени — голыши:

Не мают копейцы про души!

(Томская губ.)

Ой, тот будет

Пень-колода,

Ладу-ладу,

Пень-колода!

А кто пойдет

На Купальню,

Ладу-ладу,

На Купальню!

А тот будет

Бел береза!

Ладу-ладу,

Бел береза!

(Псковская губ.)

Девицы цветы щипали

Да у Ивана пытали:

«Что это за цветы?» —

«Это цветы Купалы,

Девицам — умывалы.

А пареням —воздыханья!»

Сохнут, сохнут паренп.

За грядами сйдючи.

На девицей смотрючи.

Что девицы хороши,

А парени — голыши:

Не мают копейцы про души!

(Томская губ.)

Автор: Евгений Крайнов Отправить по электронной почте Написать об этом в блоге Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook



Источник: www.xn--80aehrdrdio.xn--p1ai
Просмотров: 677 | Добавил: yourner | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0